Спасибо, вы подписаны на новости

Закрыть
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Купить билет

ВЫБЕРИТЕ БИЛЕТНОГО ОПЕРАТОРА:


Театр
05 ноября

В Ростовском театре драмы им. М. Горького прошла премьера спектакля «Платов»

Заметки о ростовской премьере

«Вы жили истинно и смело» Эта строка заимствована у Ярослава Смелякова, поэта гораздо более позднего времени, чем связанное с жизнью войскового атамана Матвея Ивановича Платова. Ну очень уж она подходит к судьбе подлинного героя. О нем спектакль Ростовского театра драмы им. М. Горького «Платов». С советских времен к «датским» спектаклям народ привык относиться, мягко скажем, настороженно, подозревая возможность официоза, который к увлеченности материалом никак не располагает. Но, во-первых, Матвей Иванович родом из наших краев, и когда звучат слова о том, что он заложил город Новочеркасск между речками Тузлов и Аксай, то это не где-то за морями, а тут, рядом, и знакомые названия греют душу. Во-вторых, все-таки вспоминают о легендарном графе из казаков через 270 лет, но не впервые. Больше 20 лет назад по пьесе Василия Пучеглазова «Атаман» поставил спектакль на сцене Донского театра драмы и комедии им. В.Ф. Комиссаржевской режиссер Леонид Шатохин.

IMG-20231016-WA0022.jpg

 Насколько мне известно, нынешняя команда: режиссер (он же автор сценической версии) Геннадий Шапошников, художник Виктор Герасименко, художник по костюмам Наталья Пальшкова и балетмейстер Наталья Клещева – осуществила новый проект в рекордные сроки. Следы этой стремительности можно заметить, но все же результат впечатляет: ощущается воздух эпохи, рождающей людей, к которым в полной мере подходит высокое звание сынов Отечества.

В книжных порталах легко обнаружить немалое число работ о Платове: биографические очерки, исторические исследования, научные труды. Но это все информационный материал, который еще следовало преобразить в драматургический жанр. То есть сочинить игровую ситуацию, единственно возможную для рождения спектакля. И такой прием был найден: музей, по залам которого экскурсовод (Елена Климанова) ведет группу детей, излагая основные вехи жизненного пути атамана. Мундиры в нишах, картины на стенах – обычная музейная обстановка. И через пару минут, не меняя облика, гид переносится во времена оны, и движением круга в очень выразительной статике проплывают исторические фигуры: венценосные особы, полководцы, русские офицеры и французские гвардейцы, казаки, придворные дамы… Оживая, они представляются как мундиры и костюмы. Каждому дано слишком мало текста, чтобы обозначить характеры, но задача у них, надо полагать, другая: создать общую картину времени с непрерывными войнами и особыми требованиями к людям, несущим главное бремя на своих плечах.

Придуманный режиссером персонаж, поименованный в программке как Она, требовал от Елены Климановой сценической гибкости: Она (для себя я назвала ее Клио) – над временем, над событиями, все знающая наперед, с пристрастием, а то и с иронией допрашивающая атамана (Юрий Добринский) о подробностях его жизни. Он уже закончил свой земной путь и с других высот, конечно, не в силах ничего изменить, но может оценить каждый свой шаг. Он понял главное: не жизнь стараться сохранить, но честь, и не изменял этому девизу никогда. Не поколебал его жизненных установок и навет, отнявший у него четыре года жизни, проведенной в Алексеевском равелине. И снова возьму в помощь те же стихи Ярослава Смелякова, естественно, по другому поводу написанные, но (в общем и целом) в мире – кто ж в этом не убеждался! – мало что меняется:

Не колебались вы нимало. 
За ваши подвиги страна
вам – равной мерой – выдавала
выговора и ордена.

И все же, представьте, в спектакле «Платов» атаман – не главный персонаж. Главные тут – времена, рождающие воинов, дыхание истории. По существу, это исторические хроники, упакованные в своеобразную форму литературного театра. Надо вслушиваться в текст с особым вниманием. В частности, в тихую речь актера, подошедшего к рампе и говорящего в зал проникновенные слова об отчем доме и детстве, чистоту которого нельзя терять. На поклоне он выходит в парадном мундире со всеми регалиями. Впечатляет! Однако исследователям известны последние слова атамана: «Слава! Слава! Где ты? И на что ты мне теперь пригодилась?». Конечно, не жизнь, а честь – мы запомнили.

Людмила Фрейдлин
Ссылка на источник